авторы: педагоги-психологи Кириленко О.В., Свирепова И.В., МКУ АСГО "СРЦН" г. Анжеро-Судженск
Сиротство, возникшие как явление биологическое, приобрело в настоящее время форму сложного социального явления. По официальным данным в России насчитывается около 80 тысяч детей-сирот, из которых более 70% детей, являются социальными сиротами. За время функционирования в Анжеро-Судженском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних сформировалась система форм и методов работы, направленных на профилактику социального сиротства. Однако использование традиционных методов не всегда позволяет достигнуть положительных результатов. Поэтому мы заинтересованы в поиске наиболее эффективных путей решения проблем семьи. Исходя из этого, специалистами центра вводится в работу с семьей одна из инновационных форм – «Интегративная семейная терапия». Актуальность данной формы работы заключается в том, что семье отводится новая роль – активного партнера в решении семейного неблагополучия, а не пассивного получателя услуг. Данная форма построена на организации и реализации сотрудничества с семьями, с целью оказания им правовой, психологической, педагогической и других видов социальной помощи. Исходя из кризисных ситуаций и нуждаемости каждой конкретной семьи, специалистами намечаются разные пути реализации индивидуальных программ социальной реабилитации. Поэтому интегративную семейную терапия – как форму реабилитации неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы разделили на интенсивную семейную терапию и супервизию. Модель интенсивной семейной терапии предполагает интенсивную работу, направленную на вовлечение членов семьи в процесс изменения жизни семьи и их поддержку. Чтобы вернуть семье силу и способность нести ответственность за происходящее, необходима встреча всех систем: проблемной семьи, её ближайшего окружения. Встреча, где каждый мог высказаться на чистоту, о своих проблемах, обо всём, что наболело, где семья могла почувствовать себя по-настоящему значимой и значительной, не отвергаемой, а принимаемой со всеми сложностями и противоречиями. Оказание психологической поддержки включает следующие виды услуг семье: – консультирование; – решение конфликтных и психотравмирующих ситуаций; – способствовать принятию самостоятельного решения возникающих проблем; – помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов; – стимулирование самоуважения родителей и уверенности в себе. Этапы работы по «Интенсивной семейной терапии»:
Направлен на пробуждение надежды у семей, которые не видят выхода из проблемной ситуации.
На этом этапе используются психодиагностические методики, направленные на выявление личностных особенностей ребёнка, стиля детско-родительского взаимодействия и т.д. На основе полученных данных составляется индивидуальная программа реабилитации.
Этап изменения поведения нацелен на поддержку семьи в её стремлении достичь определенных изменений в семейном функционировании.
Прослеживание динамики реабилитационного процесса, составление плана действий в случае рецидива. Супервизия – одна из инновационных форм работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации, предполагающая сплоченную командную работу специалистов (по социальной работе, психолога, врача, педагога, юриста и других специалистов), как одно из инновационных требований, которая обеспечивает комплексный подход и помогает совместно принимать объективные решения по выходу семьи из кризисной ситуации. Мы проводим очные и заочные супервизии. Заочная супервизия отличается от очной организацией работы только со специалистами, без фактического присутствия получателя социальных услуг, которая проводится в виде психолого-медико-педагогического консилиума. Очная супервизия проводится непосредственно между членами семьи и специалистами учреждения, задействованных в работе с семьей. Обсуждение проблемы проходит в тесном кругу, где общими усилиями рассматриваются пути выхода из кризисной ситуации. Организация и технологии проведения супервизии:
Этапы проведения: 1этап. Знакомство, установка доверительной атмосферы 5-7 минут. 2 этап. Опрос клиента , 15-20 минут. 3 этап. Постановка гипотезы (постановка проблемы), до 10 минут. 4 этап. Коррекционное воздействие, до 20 минут. 5 этап. Завершение беседы (четкое подведение итогов). Как пример, в учреждение поступило 6 детей из многодетной семьи П. Перед нами опустившаяся мать с потухшим взглядом, не видевшая выхода из кризисной ситуации: муж в местах лишения свободы, на её плечах дети, требующие внимания, заботы, капиталовложений. Все рекомендации специалистов она не воспринимала, не принимала мер по возвращению детей в семью, более того случались срывы, алкоголь облегчал её проблемы. Сколько же сил было положено со стороны психологов, чтобы она просто подняла голову, оглянулась и поняла, что она нужна, в первую очередь детям. Терапия была длительной, но она сыграла свою положительную роль. Она приняла приглашение на супервизию. Женщина чётко озвучила проблемы и опасения, каждому специалисту задавала вопросы, тщательно выслушала рекомендации и в её голосе уже наметились нотки надежды, она твёрдо заверила: Я всё смогу. И она это доказала, дети возвращены в семью. История семьи П. – это одна из историй реального выхода семьи из кризиса, а для нас специалистов это опыт эффективной постановки целей сопровождения, когда свои усилия мы направляем на мобилизацию активной социальной позиции со стороны самой семьи, обретении самостоятельности в решении своих проблем. Применение данной инновационной технологии является дополнительным ресурсом в реабилитационной работе с семьями. В результате наблюдается положительная динамика – во всех семьях улучшились ситуации, скорректированы взаимоотношения, возросла мотивационно- потребностная сфера взрослых и детей, в силу реализации возможностей и имеющихся ресурсов. | |
| |
Просмотров: 2012 | |
Всего комментариев: 0 | |