ИНТЕГРАТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

авторы: педагоги-психологи Кириленко О.В., Свирепова И.В., МКУ АСГО "СРЦН"

г. Анжеро-Судженск

 

Сиротство, возникшие как явление биологическое, приобрело в настоящее время форму сложного социального явления. По официальным данным в России насчитывается около 80 тысяч детей-сирот, из которых более 70% детей, являются  социальными сиротами.

За время функционирования в Анжеро-Судженском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних сформировалась система форм и методов работы, направленных на профилактику социального сиротства.

Однако использование традиционных методов не всегда позволяет достигнуть положительных результатов. Поэтому мы заинтересованы в поиске наиболее эффективных путей решения проблем семьи.  Исходя из этого, специалистами центра вводится в работу с семьей одна из инновационных форм – «Интегративная семейная терапия».

Актуальность  данной формы работы заключается в том, что семье отводится новая роль – активного партнера в решении семейного неблагополучия, а не пассивного получателя услуг.  Данная форма  построена на организации и реализации сотрудничества с семьями, с целью оказания им правовой, психологической, педагогической и других         видов социальной помощи.

Исходя из кризисных ситуаций и нуждаемости каждой конкретной семьи, специалистами намечаются разные пути реализации индивидуальных программ социальной реабилитации. Поэтому интегративную семейную терапия – как форму реабилитации неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы разделили на интенсивную семейную терапию и супервизию.

 Модель   интенсивной семейной   терапии  предполагает   интенсивную

работу, направленную на вовлечение членов семьи в процесс   изменения

жизни семьи и их поддержку.

Чтобы вернуть семье силу и способность нести ответственность за происходящее, необходима встреча всех систем: проблемной семьи, её ближайшего окружения. Встреча, где каждый мог высказаться на чистоту, о своих проблемах, обо всём, что наболело, где семья могла почувствовать себя по-настоящему значимой и значительной, не отвергаемой, а принимаемой со всеми сложностями и противоречиями.

Оказание психологической поддержки  включает следующие виды услуг семье:

–  консультирование;

– решение конфликтных и психотравмирующих ситуаций;

– способствовать принятию  самостоятельного решения возникающих проблем;

– помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов;

– стимулирование самоуважения родителей и  уверенности в себе.

Этапы работы по  «Интенсивной семейной терапии»:

  1.  Этап вовлечения

Направлен на пробуждение надежды у семей, которые не видят выхода из проблемной ситуации.

  1. Этап  социально-психологического исследования

На этом этапе используются психодиагностические методики, направленные на выявление личностных особенностей ребёнка, стиля детско-родительского взаимодействия и т.д. На основе полученных данных составляется индивидуальная программа реабилитации.

  1. Этап изменения поведения

Этап изменения поведения нацелен на поддержку семьи в её стремлении достичь определенных изменений в семейном функционировании.

  1. Этап. Результаты коррекционно-развивающей работы

Прослеживание динамики реабилитационного процесса, составление плана действий в случае рецидива.

   Супервизия – одна из инновационных форм работы с семьёй, находящейся в  трудной жизненной ситуации, предполагающая сплоченную командную работу специалистов (по социальной работе, психолога, врача, педагога, юриста и других специалистов), как одно из инновационных требований, которая обеспечивает комплексный подход и помогает совместно принимать объективные решения по выходу семьи из кризисной ситуации.

Мы проводим очные и заочные супервизии.

Заочная супервизия отличается от очной организацией работы только со специалистами,  без фактического присутствия получателя социальных услуг, которая проводится в виде психолого-медико-педагогического консилиума.

Очная супервизия проводится непосредственно между членами семьи и специалистами учреждения, задействованных в работе  с семьей. Обсуждение проблемы проходит в тесном кругу, где общими усилиями рассматриваются пути выхода из кризисной ситуации.

Организация и технологии проведения супервизии:

  1. Проводить в небольшом помещении;
  2. Отсутствие ярких, вызывающих тонов интерьера, раздражающих или провоцирующих агрессию факторов.
  3. Время проведения –  от 45 до 1,30 часа.

Этапы проведения:

1этап. Знакомство, установка доверительной атмосферы  5-7 минут.

2 этап. Опрос клиента , 15-20 минут.

3 этап. Постановка гипотезы (постановка проблемы), до 10 минут.

4 этап.  Коррекционное воздействие, до 20 минут.

5 этап. Завершение беседы (четкое подведение итогов).

Как пример, в учреждение поступило 6 детей из многодетной семьи П. Перед нами опустившаяся мать с потухшим взглядом, не видевшая выхода из кризисной ситуации: муж в местах лишения свободы, на её плечах дети, требующие внимания, заботы, капиталовложений. Все рекомендации специалистов она не воспринимала, не принимала мер по возвращению детей в семью, более того случались срывы, алкоголь облегчал её проблемы. Сколько же сил было положено со стороны психологов, чтобы она просто подняла голову, оглянулась и поняла, что она нужна, в первую очередь детям. Терапия была длительной, но она сыграла свою положительную роль. Она приняла приглашение на супервизию.  Женщина чётко озвучила проблемы и опасения, каждому специалисту задавала вопросы, тщательно выслушала рекомендации и в её голосе уже наметились нотки надежды, она твёрдо заверила: Я всё смогу. И она это доказала, дети возвращены в семью.

История семьи П. –  это одна из историй реального выхода семьи из кризиса, а для нас специалистов это опыт эффективной постановки целей сопровождения, когда свои усилия мы направляем на мобилизацию активной социальной позиции со стороны самой семьи, обретении самостоятельности в решении своих проблем.

Применение данной инновационной технологии является дополнительным ресурсом в реабилитационной работе с семьями.  В результате наблюдается положительная динамика – во всех семьях улучшились ситуации, скорректированы взаимоотношения, возросла мотивационно- потребностная сфера взрослых и детей, в силу реализации

возможностей и имеющихся ресурсов. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Аист (2015-10-05)
Просмотров: 1919 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar